Лозоплетение




 

Понятно, что в небольшом методическом пособии, которое я привожу здесь, невозможно описать все тонкости и премудрости мастерства лозоплетения, но основные, базовые моменты этого ремесла – задача посильная. Остальное же – дело желания и практики. Дорогу осилит идущий!

Александр Котельников

 

оглавление

 

Глава I   

Немного истории………………………………………………

стр. 2.

Глава II  

Заготовка ивового прута………………………………..

стр  3.

Глава III 

Породы ив………………………………………………………

стр. 4.

Глава IV 

Выращивание ивы……………………………………………

стр. 5.

Глава V  

Инструменты…………………………………………….………

стр. 5.

Глава VI

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ПЛЕТЕНИЯ………………

стр. 11.

Глава VII

 Примеры изготовления Изделий из лозы………

стр. 26.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………

стр. 31.

 

Рекомендуемая литература……………………………

стр. 32.

 


Глава I
Немного истории

 

Плетение из ивового прута является одним из древнейших занятий человека. Самые первые плетеные изделия были найдены археологами  в Египте и на Ближнем Востоке. Из старинных манускриптов известно, что в Древнем Риме тоже знали плетеную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьев ивы и других материалов. Плетение возникло прежде всего в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой - была велика и многообразна потребность в плетеных изделиях: предметы домашнего обихода, рыболовные снасти, плетеные ловушки для зверей и птиц, и пр.

Начиная со средних веков плетеные изделия находят широкое применение. У крестьян это были предметы быта, у знати – предметы отдыха и украшение интерьера. Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывались позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. Особо широко золочение применялось во Франции. В конце XIX в. появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В это время плетение вошло в моду. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы и т.д. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. Для подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира.

Мода на плетение пришла и в Россию. Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской и других губерниях. Развитию плетения способствовала организация школ, в которых обучали плетению. Такие школы были открыты в Ярославской, Тульской, Курской и Московской губерниях. Одним из наиболее крупных центорв плетения было село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, где развитию промысла способствовал местный помещик князь Д.В. Голицын, который ввел плетение из очищенных прутьев у себя в усадьбе, а затем и в этом селе. Впоследствии здесь было освоено плетение мебели. В 1891 году на средства известного русского мецената С.Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже. Кельне, Нью Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали  в международных выставках, где завоевали международное признание и неоднократно получали призы.

Широкое распространение лозоплетение получило и на белгородской земле в Старооскольском, Корчанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. В каждом из них существовали некогда свои явно выраженные художественные и технологические особенности  по изготовлению бытовых изделий из лозы. Многое сейчас забыто и требует серьезного изучения. Известно, что слобода Борисовка Грайворонского уезда была центром кустарных промыслов. Но и здесь лозоплетение как промысел, стало поздно развиваться и не имело таких глубоких традиций, которые сохранились в центральных районах России. Причины этого заключались в сильных пережитках крепостничества. Обнищание крестьян сужало внутренний рынок.

В 50-х годах нашего столетия на мебельной Борисовской фабрике был создан цех лозоплетения. Они стали выпускать плетеную мебель и изде­лия утилитарного назначения. В 1971 году по инициативе художника Юрия Петровича Агафонова лозу начинают применять с керамикой. В это же время расширяется ассортимент выпускаемой продукции цеха ло­зоплетения: появляются декоративные сухарницы, конфетницы, панно и много других художественных изделий.

Продукция цеха лозоплетения по сей день пользуется особенным спро­сом. Уровень мастерства некоторых плетельщиков очень высок.

 

Глава II
Заготовка ивового прута

 

Самым распространенным материалом, применяемым для изготовления плетеных изделий в России является прутья ивы (или лоза).

Для плетения применяют как зеленые (неочищенные от коры) прутья и палки, так и окоренные (очищенные от коры) прутья и палки.

Прежде, чем приступить к плетению, нужно научиться правильно заготавливать прутья: определять места, где растет ива, подходящее время резки, а также уметь обрабатывать  и хранить сырье.

Основным сырьем лозоплетения являются одно – двухлетние побеги кустарниковых ив (лоза). Они должны быть прямыми, гибкими. С ровной и гладкой поверхностью и окраской. Как определить, подойдет прут для плетения, или нет? Просто. Срезается прут и обматывается несколько раз вокруг пальца. Пригодный может оборачиваться сколько угодно раз, не ломаясь. Теперь посмотрите на срез прута. Он поделен на 2 части: сердцевину и древесину. Чем меньше у него рыхлая сердцевина и чем больше древесная оболочка, тем он прочнее и выше его качество.

Прутья ивы заготавливают в разное время года: весной, в начале роста прута (когда распускаются почки); летом, в конце его роста (июль – август); осенью, после полного созревания прута, когда листья начинают желтеть и опадать; и зимой, до начала весеннего набухания почек. Весенне – летняя заготовка прутьев называется соковой. У сокового прута кора отделяется легко, при помощи щемилки (см. главу «Инструменты»). Его древесина белого цвета, особенно после отбеливания на солнце. Весной прут можно резать, иногда, вплоть до середины мая, когда на образовавшихся молодых побегах начнут формироваться 2-й и 3-й листочки, а летом – в конце июля и начале августа. Но у прутьев, срезанных в это время, древесина еще не достигает полноценной зрелости, макушки травянистые, побеги не очень гибкие и часто ломаются. 

Осенне – зимняя заготовка начинается в конце «золотой осени», заканчивается в апреле, до начала сокодвижения. Кора прутьев, заготовленных в этот период, удаляется одним из двух способов.

Первый способ – при помощи термической обработки. Прутья кипятят в воде, после чего кору снимают щемилкой (см. главу «Инструменты»). Время варки зависит от породы ивы, а также от того, какого цвета прут хотят получить. Если необходим слегка тонированный прут, достаточно прокипятить его в течении 30 минут, а чтобы получить густой темный цвет – 2 часа и более.

Второй способ удаления коры с прутьев, заготовленных зимой и осенью – искусственное оживление прута. Прутья, рыхло связанные в пучки, помещают в бочку или в выварку, комлями, т.е. срезами вниз и заливают на 15-20 см от дна чистой водой комнатной температуры, а затем ставят в теплое, светлое помещение. Надо следить, чтобы прутья не «выпили» всю воду. Если воды осталось мало, нужно добавить. Через некоторое время у прутьев набухают почки, появляются листья (а иногда, если долго держать прутья в воде, могут появиться корни). Через 10-15 дней можно попробовать щемилкой очистить кору. Если кора отходит плохо, то пусть прутья постоят еще несколько дней.

Оставшиеся непроваренными и неокоренными прутья хранят зимой в не отапливаемом помещении. Без какого – либо ущерба для качества прутья можно хранить на открытом воздухе, закопанными в снег. Прутья ивы, заготовленные зимой и осенью – наиболее ценный материал, так как древесина у таких прутьев прочная, гибкая и эластичная. Очищенные прутья хранят связанными в пучки  в проветриваемом сарае или под навесом. Хранить их в условиях повышенной  влажности нельзя – они покроются плесенью. В сухом и теплом помещении материал отлично сохраняется в течении нескольких лет. Резку прута надо проводить по определенным правилам. Срезается прут с наклоном для стока воды с пенька. Срез надо делать гладкий, не сдирая кору. При заготовке можно пользоваться садовым секатором. Выезжая на заготовку, нужно иметь: щемилку (летом или весной), садовый секатор или нож, мешок, бечевку, перчатки, аптечку.

 

Глава III
Породы ив

 

На территории России насчитывается более 100 видов ив, но не все они пригодны для плетения. Вот некоторые дикорастущие породы, которые рекомендуются для изготовления декоративных изделий. Они также наиболее  перспективны для культивирования в средней полосе России.

·     Ива козья – куст или дерево высотой 6-10 метров. Встречается на всей территории России. Произрастает на влажных и свежих не заболоченных почвах, на лесных опушках, вдоль дорог и канав. Кора гладкая, зеленовато – серая. Листья овальной формы с зубчатым краем, сверху темно-зеленые, снизу – сероватые. Отличается быстрым ростом. После обрезки дает много сильных побегов, пригодных для простого плетения, является хорошим материалом для каркасов мебели.

·     Ива прутовидная – растет в виде кустарника высотой до 5 – 6 метров, реже – как дерево высотой до 10 метров с широкой кроной. Молодые побеги короткие, слегка опушенные, взрослые – гладкие. Прилистники – мелкие, быстро опадающие. Листья – линейно-ланцетные, длиной 10-20 см, шириной 1-2 см, у основания клиновидные, у верхушки острые, с гнутым краем, сверху – темно зеленые, гладкие или слабо опушены, снизу густо покрыты шелковистыми волосками. Встречается на всей территории России. Произростает на песчаных отмелях, в старых поймах, по берегам стариц. По болотистым берегам почти не встречается, но может расти на периодически заболачиваемых участках. Прутовидная ива – самый распространенный у любителей материал для плетения корзин. Прут у нее гибкий, легко колется, быстро растет.

·     Ива пурпурная – растет в виде небольших ветвистых кустов высотой 1-3 метра. Произрастает в средней полосе и на юге нашей страны. Предпочитает долины рек, прибрежные пески, канавы и луга. Встречается как на влажных, так и на сухих почвах. Кора блестящая красного цвета, с  коричневым оттенком. Ветви пурпурные или желтые, голые, блестящие. Листья ланцетовидные, сверху темно-зеленые, снизу  сизо-зеленые.

·     Ива трехтычинковая – кустарник высотой 6-7 метров или дерево высотой 7-10 метров. У старых стволов и побегов кора отделяется тонкими пластинами, как заплатами. Побеги желтовато-зеленого цвета, тонкие, гибкие. Листья ланцетовидные или эллиптические, пильчатые, сверху темно-зеленые матовые, снизу зеленые или сизые, длина 4 -15 см. прилистники яйцевидной формы. Распространена по всей европейской части России.

·     Ива американская – наиболее широко культивируемая ива лесной зоны нашей страны. Это естественный гибрид ивы пурпурной и трехтычинковой, имеющий лучшие их ценные качества. Ива американская имеет два подвида – польская ива и гигантская. Листья узкие, шириной до 2 см, длинные, до 15 см, гладкие. Цвет коры в середине осени пурпурно-красный, различной степени насыщенности, книзу лозы – зеленый.

Описание пород ив можно продолжать долго, но для плетения нет необходимости использовать иву многих пород. Достаточно остановиться на двух–трех породах с принципиально – разными признаками и свойствами лозы. И в зависимости от этого использовать в работе, никогда не смешивая прутья ивы разных пород. 

 

Глава IV
Выращивание ивы

 

В плетении можно использовать не только дикорастущие ивы, но и выращенные на плантациях. Выращивание ивы на своем участке позволяет получить материал нужного качества и сэкономить время на заготовке прутьев. Площадь под плантацию выбирают ровную, без застойных вод. Ива хорошо растет на глиняных, песчаных почвах и на богатых перегноем. При закладке плантации используют черенки одно- и двухлетних побегов, взятых от лучших сортов кустарниковых видов ивы. Побеги должны быть ровными, без повреждений. Черенки нарезают только из срединно-комлевой части, так как из вершинной части черенки плохо приживаются. Боковые прутья не используют. Длина (20-40 см) и толщина (0,5-2 см) черенков  зависит от местности, в которой идет посадка. На возвышенных участках и на сухих почвах длина и диаметр черенка больше. Посадочный материал заготавливают перед посадкой – осенью (после опадания листьев) и весной (до начала сокодвижения). Для выращивания ивы на тонкий прут черенки высаживают на расстоянии 15 см друг от друга в ряду и 40 см между рядами. Увеличив расстояние в ряду и между рядами примерно вдвое, выращивают прут для мебельной палки. Временной интервал резки в данном случае – 2-3 года. При посадке ряды маркируют по шнуру. В почве делают углубления, равные длине черенка, вставляют в углубления черенки, следя за тем, чтобы на поверхности почвы оставался один глазок-почка, и ногой уплотняют землю вокруг черенка. Одна из важнейших работ по уходу за посадками – рыхление почвы и уничтожение сорняков. На местах не прижившихся черенков проводят дополнительную посадку в те же сроки - осенью или ранней весной. Первые два года из-за низкого качества прутья для плетения почти не используются, но для развития растения их необходимо срезать. Массовую заготовку прута начинают с третьего  года. Такие посадки можно эксплуатировать довольно долго. Через каждые 5-6 лет плантации дают «отдых» - прут в этот год не режут. Во второй половине жизни плантации дают двухгодичный «отдых». Через 7-10 лет удаляют верхние части разросшихся пеньков. Из оставшихся небольших пней вырастают новые ивовые побеги.

 

Глава V
Инструменты

 

·   Щемилка (рис. 1) – применяют для отделения коры от прута. Металлическую щемилку (а, б) длинной 35-40 см с круглым или овальным отверстием и упором внизу изготавливают из стальной проволоки диаметром 10-15 мм. Простейшую деревянную щемилку можно вырезать из ивовой палки толщиной 2-4 см и длиной 40 см. с одного конца ее заостряют, чтобы вставить в землю, если ошкуривание делают сразу же на месте заготовки, или, если работают дома, щемилку закрепляют в верстаке (д), доске, бревне. Другой конец щемилки расщепляется до половины, а образовавшуюся щель вкладывают прут и протягивают его – кора снимается. 
 


Рис. 1

 


·   Колунки (рис. 2). Используют для расщепления прутьев ив на 3 или 4 части, называемые шинами. Колунки изготавливают из твердого дерева длиной 6-8 см, диаметром 3 см. Тыльный конец колунков выпуклый, а на другом имеется 3-4 равных выреза – резца.


Рис. 2

 

·   Шоф (строгальный инструмент) (рис. 3) – служит для получения строганных лент. Шоф закрепляют очень прочно на столе. Шину закладывают в паз глянцевой стороной книзу и, протягивая ее к себе, срезают сердцевину. В результате получают ровно выстроганную плоскость ивовой ленты.



Рис. 3

 


·   Шмол (рис. 4) – инструмент для строгания ивовых лент по ширине.



Рис. 4

 

·   Жамки (рис. 5) из стальных пластин служат для выпрямления и сгибания прутьев. На одном конце жамки делают кольцо с вырезом. В вырез закладывают прут, который нужно выпрямить или загнуть. Прямоугольный паз на другом конце служит для загибания прутьев под углом. Кольцо и паз жамки должны соответствовать толщине прутьев. Размеры жамок: длина 25-40 см, диаметр отверстия – 3-5 см, ширина выреза  2,5 – 5 см.



Рис. 5

 

 

·   Ножи (рис. 6). Горбач (а) служит для аккуратной обрезки концов прутьев в плетеных изделиях. Корзиночный нож (б) имеет универсальное назначение. Им обрезают концы палок и прутьев, срезают сучки, строгают, а также используют для резки прута на плантации и т.д.



Рис. 6

 

·   Секатор. Обычный садовый секатор, основной, а порой и единственный инструмент при заготовке прута. Его так же широко применяют и в плетении для обрезки концов прутьев и др. работах.

·   Молотки. Молотков должно быть два. Массой около 0.5 кг и 150-200 г.

·   Плоскогубцы. Их применяют, когда нужно вытащить согнувшийся гвоздь, перекусить проволоку, используемую для некоторых конструкций ручек, вытащить сломавшийся и уже заплетенный прут, а также других работ.

·   Круглогубцы. Их применяют в основном для того, чтобы перегнуть прут под прямым или острым углом без излома.

·   Изер (рис. 7). Этот инструмент предназначен только для плетения. Делают его металлическим или деревянным. С помощью изера уплотняют плетение стенок крупных изделий. Металлическим изером колотят, как молотком (плоской его частью), осаживая плетение. Деревянный же накладывают на верхний рядок плетения и бьют по изеру молотком. Заостренный, почти как у отвертки, конец изера позволяет раздвигать плотные ряды плетения. Можно его так же применять, как мощный рычаг или клин, если это требуется. Деревянный изер делается из твердых свилеватых (непрямослойных) пород дерева, чтобы он дольше служил и не расщеплялся от ударов. Все ребра изера скругляют, чтобы они не повреждали прут при ударах.




Рис. 7

 

·   Зажимы. В качестве зажимов могут с успехом использоваться пластмассовые прищепки. они могут как бы увеличить количество пальцев на вашей руке.

·   Шаблоны – употребляют для изготовления очень многих изделий, особенно массового производства. Существуют разные виды шаблонов: обручи и рамки (их называют также бюгелями) разных форм и величин, шаблон–доска и шаблон-лекало (рис. 8), универсальный шаблон (рис. 9).


Рис. 8



Рис. 9

·  Шилья. Их должно быть несколько, разных размеров и формы. Широкое применение находит ромбическое шило. Оно постоянно в работе, особенно при заплетении дна и ручек корзин. Этим шилом можно легко провертеть отверстия в пруте или палке, не расколов ее. Не надо заострять конец шила, лучше, когда конец его чуть затуплен.

Кроме вышеперечисленных инструментов и приспособлений вам понадобятся еще рабочий стол, удобный по высоте, желательно с ящиками для инструмента, а также низкий стул. Кроме того, необходима дрель с набором сверл (для сверления отверстий в шаблонах, в местах, куда должен будет заходить ивовый прут, и т.д.), кусачки, ножовки (по дереву), отвертки, шурупы, мелкие гвозди, тонкая и мягкая проволока, корыто или бак для вымачивания прутьев и другие инструменты и приспособления, которые в процессе работы мастер придумывает и изготавливает «под себя».

 

Глава VI
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ПЛЕТЕНИЯ

 

Виды плетения определяются конструкцией и архитектурным решени­ем формы изделия, его назначением и различаются по способу заполнения пространства между стойками.

Плетение бывает сплошное (густое), ажурное и смешанное.

Основные виды густого плетения: простое, послойное, рядами, квад­ратное, веревочкой. В одном изделии могут сочетаться несколько видов плетения.

В любом виде плетения различают стойки (основу) и прутья плетения (уток).

Простой способ плетения (рис. 11 - 14) - заплетка нечетного количества стояков одиночным прутом через один промежуток по схеме «перед- за, перед- за» стояком в виде непрерывного ряда, идущего по пологой спи­рали. В замкнутых контурах изделий (различные корзины, кашпо, вазы и тому подобные предметы) наслоение рядов ведется кругообразно в од­ном направлении- слева направо, а в плоских изделиях прямоугольной формы прут, доплетенный до крайнего стояка, огибает его и заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет достигнута вы­сота стенки. Если длина прута при этом израсходована полностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем, вершинный ко­нец с вершинным.

 


Рис. 11




Рис.12



               Рис.13



Рис.14

 

Послойное плетение (рис.15-18) в отличие от простого ведется справа на­лево путем подстановки  к левому стояку  по одному пруту изнутри и огибания правого стояка снаружи. После того, как все прутья утка будут установлены, они поочередно вплетаются в стенку изделия на один ряд через стояк. Диаметр прутьев и их длина должны быть строго одинако­выми, тогда вплетенные на всю длину между стояками прутья дадут и одинаковое количество рядков и равный по высоте слой плетения стенки.

 Отпадает необходимость наращивания израсходованной длины прутьев. Высоту стенки рассчитывают по числу слоев плетения, разделя­емых веревочками (см. дальше ). Послойное плетение выполняют как одним, так и двумя, тремя прутьями.  Послойным плетением выплетают только замкнутые поверхности.

 



Рис.15




Рис.16


 

Рис. 17

 

 

Рис. 18

 

Квадратное плетение (рис. 19 - 21) подходит для изготовления прямоу­гольных изделий и, в отличие от всех перечисленных способов, ведется через два стояка снаружи за два стояка изнутри и т.д. Плетение первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута, пока высота выкла­дываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, то есть пока не получится квадрат. Следующую полосу квадратов начинают плести, отступив вправо на один промежуток, для того чтобы квадраты в рядах ложились как кирпичи в стене. Добиваясь большей плотности пле­тения, ряды квадратов все время сбивают, уплотняют колотушкой (изером).

 



Рис. 19

 

  

Рис. 20




Рис. 21

 

Плетение веревочками (рис. 22 -  29) тоже широко применяется буквально в каждом изделии. Различные веревочки в два, три, четыре и даже в пять прутьев используются для фиксации стояков на равных друг от друга расстояниях, для придания изделию жесткости и прочности, отбивок од­ного вида плетения от другого. Во всех этих случаях прутья не только оплетают стояки, но и перевиваются между собой в узоры «елочка», «це­почка» и др.

 



Рис.22

 

 

Рис. 23

 

 

Рис. 24

 



Рис. 25


 

Рис. 26

 

 

Рис. 27

 

  

Рис. 28




Рис. 29

 

Ажурное плетение  - один из видов художественного плетения (от французского слова « ажур » - « сквозной »), придающий изделиям декоративность, красоту, изящество. Огромное разнообразие рисунков обеспечивается за счет чередования открытых ячеек, столбиков, ромби­ков и т.д. , вплоть до воспроизведения кружевных узоров, сложных тка­ней, воздушных загибок и бордюров.

 Загибки и кромки завершающие плетение стенок изделия, также бывают разнообразные. Наиболее распространенные из них некоторые плетельщики называют условно «дорожками», «розгами», «косичками» или ажурными бордюрами. Но суть не в названии, а в технике плетения, о которой расскажем, хотя бы в общих чертах.

Так, «дорожки» заплетают по верхнему краю изделий из оставшихся свободных концов одинарных или парных стояков после заплетения боковой стенки веревочкой в два или три прута. Для этого справа от исходного стояка закладывают шило или короткий обрезок прута и, прижимая стояк к шилу или обрезку прута, загибают его вправо, обводят им изнутри соседний (второй) стояк, затем снаружи огибают два стояка и конец прута заводят за пятый от исходного стояк. Точно так же по этой схеме загибают второй, а затем и третий и все последующие стояки до последнего, еще не согнутого в загибку стояка.

Шило или обрезок прута из под исходного стояка вытаскивают и в образовавшееся под ним пространство изнутри заводят последний стояк, конец которого затем протягивают снаружи двух последующих (уже лежащих в загибке) стояков и заправляют внутрь изделия за уложенный так же в загибку пятый стояк. Кончики всех уложенных в загибку стояков подтягивают, загибка по всему периметру изделия выравнивается, а оставшиеся от нее концы обрезают.

Благодаря этому получается четкий рисунок края изделия, загибка красиво завершает боковую стеночку. Но иногда требуется более широкая кромка и тогда к основным стоякам изделия подставляют из прутиков такого же диаметра дополнительные стоячки, чтобы вести загибку по схеме: направо за вторую пару стояков изнутри перед третьей и четвертой парами, за пятой перед шестой и затем ведут прут дальше, за седьмую пару стояков внутрь изделия прячут концы и, подтянув их равномерно, аккуратно подрезают. Такую загибку называют «дорожкой в два прута». Загибка в два прута может заканчиваться обрезкой концов не только внутри изделия. Иногда их выводят наружу и подрезают на внешней стороне боковой стенки изделия. Дорожка в два прута по сравнению с предыдущей выглядит более эффектно. Когда изделие плетут из цветного прута, можно подставляемые к основным стоякам прутики взять другой расцветки или белые окоренные. И наоборот, когда изделие плетут из белого прута, можно подставить к стоякам цветные прутики и загибка получится в два цвета - еще наряднее.

Загибка в три или четыре пары прутьев (рис. 30 - 45)  - наиболее оригинальная и красивая из всех загибок, но для ее плетения требуется большой опыт. Такая загибка не только придает изделию красивый законченный вид, и обеспечивает хорошую жесткость кромке изделия и устойчивость приданной ему формы. Поэтому стоит потрудиться, чтобы овладеть приемами и последовательностью операций плетения такой заготовки.

 


Рис. 30




Рис. 31




Рис. 32

 



Рис. 33




Рис. 34



Рис. 35

 



Рис. 36


 

Рис.37

 



Рис. 38




Рис. 39




Рис. 40

 



Рис. 41

 



Рис. 42

 


Рис. 43

 

 

Рис. 44


 

Рис. 45

 

Кромка, или загибка "косичкой" (Рис. 46 – 50)— самая наглядная, но и самая трудоёмкая из всех кромок, завершающих край борта изделий из свободных концов стояков. Обычно "косички" плетут из двух прутьев в одой пряди и трёх прутьев - в другой, а когда надо получить более широкую кромку, то плетение идет из двух троек симметрично

 



Рис. 46

 



Рис. 47

 



Рис. 48

 

 



Рис. 49


 

Рис. 50

 

 

 

Глава VII
 Примеры изготовления Изделий из лозы

 

 

Рис. 51

·  Подставка под чайник. Плетется на крестовине 4 х 4 в виде круглого донышка. Вначале крестовина оплетается одним рядом веревочки в два прута, затем делят четверки на пары, проплетая веревки в  два прута, и восемь веревочек в два прута, разделив пары. Заканчивают плетение двумя веревочками в три прута. Получим донышко диаметром примерно 12 см.

Кончики палочек-стояков, торчащие из плетения, отрезаем и подставляем к каждому по два дополнительных с заостренными концами прутика как можно глубже.

Затем первую пару сгибаем на высоте 2,5-3 см и сверху второй заводим за третью и четвертую пары прутьев, пятую и шестую обводим сверху, выведя концы под седьмую пару прутьев.

Прутья второй пары проделав в такой же последовательности свой путь между остальными парами, прижав прутья первой пары, будут заведены за восьмую пару. Так же загибаем третью пару, затем четвертую и т.д.

Последние три пары прутьев аккуратно пропускаем в просветы, оставшиеся между парами прутьев, образовавших начало загибки, строго придерживаясь избранной последовательности по схеме: над второй, под следующими двумя, над следующими двумя. После этого необходимо подтянуть концы всех пар прутьев подставки так, чтобы они ровно легли по всей окружности и заплести.

 


Рис. 52

·         Овальный поднос, выполняемый на шаблоне. Шаблон представляет собой овал 500 х 250 мм, вырезанный из фанеры толщиной 9-12 мм, Край овала нужно хорошо обработать мелкой шкуркой, чтобы он не имел заусенцев. Отступив от края 5-6 мм, по всему периметру прочерчиваем линию, на которой через 2,5 см отмечаем места будущих  отверстий. В отмеченных местах сверлом  (диаметром 5-6 мм) делаем сквозные отверстия.

С обеих сторон фанеры места вокруг отверстий также обрабатываем шкуркой. Всего получается 48 отверстий.

Теперь отбираем необходимое количество прутьев длиной 60 см для стояков, двух веревочек в 4е прута у стенок подноса (стенки плетутся рядовым способом, все прутья должны быть хорошего качества).

Прутья подготавливаем к плетению и приступаем к приготовлению подноса с установки стояков  в отверстия шаблона. По стоякам проплетаем веревочку в четыре прута и делаем стеночку рядовым способом – всего 4 рядка. Сверху плетем еще одну веревочку в 4е прута. Завершаем плетение стенок подноса косичкой в 4 пары прутьев.

 

 

 

Рис. 53

·                    Оплетка вокруг часов. Такую оплетку возможно сделать для часов с выступающим вперед циферблатом.

Для этого необходимо подготовить фанерный кружок точно по диаметру циферблата. По торцу шаблона  через 2 см сверлим нечетное количество отверстий диаметром от 4 до 6 мм, глубиной 1,5 см. Диаметр отверстий выбираем в зависимости от диаметра применяемых прутьев. Кроме этого нам понадобятся шаблон для плетения круглых отверстий больших размеров
(см. рис. 54), а также прутья-стояки для плетения веревочек, короткие прутики на косичку, лента для послойного плетения.

Подготовленный кружок с отверстиями устанавливаем на шаблоне. Прутья-стояки вставляем в отверстия шаблона и проплетаем по ним две веревочки в три прута. К каждому стояку подставляем еще по одному такому же стояку, получив таким образом сдвоенные стояки. Далее плетут 5 см методом послойного плетения из ленты и вьют еще одну веревочку. Затем стояки сгибают на высоте примерно 5 см от края и заплетают направо, делая кромку по схеме: под два –  через два – под один – через один внутрь. При плетении загибки старайтесь, чтобы она получалась ровной по всему краю.

 

Рис. 54

 

Основная часть работы сделана. Теперь острым тонким ножом отрезаем концы стояков по краю фанеры и убираем шаблон. Мы получили круг диаметром 43 см. Осталось доплести к нему внутреннюю косичку, которая закроет место циферблата и оплетки, а также очень украсит все изделие. Косичку делаем из коротких прутьев, втыкаемых в веревочку между прутьями основы, как правило это коса из трех пар прутьев. Закончив плетение, обрезаем все выступающие с лицевой стороны кончики стояков косы, а с обратной стороны концы стояков косы и промазываем эти места клеем ПВА.

Подождем, когда оплетка высохнет и просто оденем ее на циферблат.

 

 

Рис. 55

 

·  Декоративная корзиночка с косичкой. Такая корзиночка особенно украсит праздничный стол, наполненная конфетами , орешками, либо мелким печеньем, но ее можно также аранжировать цветами.

Изготовление корзиночки очень просто. Сплетена она на круглом донышке диаметром 9 см, при крестовине 4 х 4 палочки, т.е. 16 радиально расположенных  концов. К каждому из них подставлено по одному стояку диаметром 4-5 мм. По стоякам над самым дном проплетены две веревочки в три прута, а над ними рядовым способом (длина утка 30 см) – расходящаяся конусом стенка. Затем плетем еще два ряда веревочек в три прута и концы прутьев – стояков заплетаем «косичкой» в три пары прутьев.
Для изготовления такой корзиночки пользуются шаблоном с диаметром дна 8 см, верха 15 см и высотой 8 см (см. рис. 8(в)). Остается вставить ручку и корзиночка готова.

 

 

·  Абажур. Для плетения этого изделия необходимо подготовить 48 тщательно подобранных прутьев на стояки диаметром 4-4,5 мм и длиной не менее 50 см см (24 из них будут подставные),  прутья диаметром 3.5-4 мм на веревочки, а также шаблон-кружок из фанеры толщиной 8-10 мм со сквозным отверстием под 24 стояка, просверленными по диаметру 13 см и шаблон-кружок диаметром 22 см.  Для зонта необходимо 64 отборных прута диаметром 4-4,5 мм и длиной не менее 70 см и прутья на плетение веревочек такого же диаметра  и длины. Кроме того, понадобится шаблон-кружок из фанеры диаметром 15 см с 32 отверстиями по торцевой части для стояков.

Вначале делаем центральную часть абажура. Для этого устанавливаем на универсальный шаблон фанерный кружок с 24 отверстиями, а сверху кружок диаметром 22 см с промежутком между ними 11 см. Закручиваем гайку-барашек.

Хорошо размоченные прутья для стояков вершинками вставляем в отверстия фанерного кружка, поочередно протаскивая их кверху до слабой задержки в отверстиях. Затем, плотно прижимая прутья к фанере,  проплетаем две веревочки в три прута, и еще веревочку в пять прутьев  с утолщением ряда. Теперь подставляем к каждому стояку еще по одному. Из полученных пар стояков делаем ажур, перекрещивая стояки, а на высоте 10 см от утолщенного ряда проплетаем две веревочки в три прута. Утолщенные парные концы стояков размачиваем и загибаем вправо в виде полуокружности перед тремя стояками, пропускаем их через две веревочки, предварительно расширив веревочки шилом. Оставшиеся вершинки прутьев плотно заплетаем простой дорожкой, а свободные кончики подрезаем заподлицо.

 

Рис. 56

 

Теперь изделие можно снять с шаблона вместе с фанерным кружком, торчащие над ним комельки стояков аккуратно подрезаем по плоскости фанеры. После полного высыхания фанерный кружок следует осторожно снять комлевых кончиков стояков.

Далее плетем зонт диаметром 55 см. в торцевые отверстия 15-сантиметрового кружка шаблона вставляем 32 стояка, и по ним проплетаем плотно прилегающие к кружку шесть веревочек в три прута, а затем подставляем к основным стоякам по одному дополнительному. Из полученных пар делаем ажур , перекрывая стояки, и отступив от веревочек 11 см проплетаем еще три веревочки в три прута, закрепляя ажур.

Полученные концы стояков снова размачиваем и делаем из них ажур уже знакомых нам полукружий (как в центральной части) – через три стояка к четвертому. Вершинные кончики стояков при этом протащим через веревочки и плотно заплетаем простой дорожкой. После высыхания зонт извлекаем из шаблона, подрезав комельки стояков по краю кружочка, и закрепляем на центральной части.

В последнюю очередь плетем потолочную чашу для провода. Ее приблизительные размеры: диаметр донца 6 см, диаметр верха 8 см, высота 6 см.

 

Рис. 57

Теперь остается только закрепить абажур на электропатроне и вкрутить лампочку. Такой абажур прекрасно вписывается в интерьер кухни или прихожей, сделанной под дерево.

 

·  Настольная лампа и бра. Абажур для настольной лампы и бра плетут, используя шаблон – фанерный кружок с 24 сквозными отверстиями по окружности диаметром 9 см. Диаметр сквозных отверстий 4-5 мм, в зависимости от используемых прутьев.

Фанерный кружок устанавливаем на универсальный шаблон, а сверху – кружок диаметром 20 см с промежутком между ними 12,5 см. закручиваем гайку-барашек.

В каждое из отверстий нижнего кружочка вставляем прутья-стояки и проплетаем по ним, плотно прижимая к фанере, одну веревочку в три прута, одну в два прута, одну в три прута. Все три веревочки уплотняем.

Отступив полтора сантиметра, проплетаем такое же количество веревочек в такой же последовательности. Затем рядовым плетением в два прута комельками к веревочке начинаем наращивать стенку абажура.

 

Рис. 58

Сделав 6 рядков, обрезаем лишние концы прутиков и над ними проплетаем веревочку в три прута, а затем продолжим рядовое плетение, но уже одинарными прутьями. После 9 рядков обрежем лишние кончики утка и проплетем две веревочки в три прута.

Подготовим 24 дополнительных стояка такого же диаметра и длины, торчащие как основные. Заострим и вставим сбоку каждого. Из полученных сдвоенных стояков сделаем красивую ажурную заплетку – в виде полуокружности загибаем вправо перед тремя, пропуская их концы через две последние веревочки и одну, разделяющую рядовое плетение. Оставшиеся вершинки плотно заплетаем простой дорожкой и подрезаем кончики.

Даем абажуру высохнуть и вытаскиваем его из шаблона.

Теперь, для бра плетется круг диаметром 16 см (плетется как подставочка под чайник) и дуга длиной 45 см для электропровода, которая соединит настенный круг и абажур в одно целое. Дуга плетется так: берем пять тонких но длинных прутиков и несколько тонко строганных ленточек. И прутья и ленты надо размочить. Комлевые концы прутиков выравниваем, закладываем между ними электропровод. И сплошь оплетаем лентой на 2-2,5 см, а затем той же лентой проплетаем прутья по схеме: под одним, над вторым, под третьим, над четвертым и под пятым. Оплетка будет незаметно нарастать по отлогой винтовой линии, образуя рисунок шашками. Вершинную часть оплетаем как и вначале – обламываем все пять прутиков. Следим, чтобы длины концов электропровода хватило для крепления патрона. Далее, полученную заготовку дуги размачиваем  и на доске придаем ей желаемую форму, зафиксировав ее гвоздями. Когда дуга просохнет и будет держать форму ее снимают с доски.

Для настольной лампы нужна основа. Это может быть: то ли оплетенная устойчивая бутылка красивой формы с высоким горлышком, то ли подставка от старой, отслужившей свое настольной лампы, то ли специально сделанная подставка.

Фантазия и художественный вкус плетельщика справится с этой задачей.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развивающаяся промышленность, прогрессирующая урбанизация заметно потеснили производство плетёных изделий (у людей теперь появилось множество новых увлечений и профессий). Сравнительно мало сегодня выходит книг и различных материалов по данной теме. В отделах краеведения наших библиотек нет литературы, где была бы освещена тема лозоплетения (например, в Белгородской области). Но не правы те, кто считает плетение из ивового прута уходящим ремеслом, хотя число людей, увлекающихся им или работающих профессионально, сейчас меньше, чем, скажем, в 30-е годы нашего века.

Обилие природного материала для плетения на всей территории нашей области, с одной стороны, и повсеместно неослабевающий и, как правило, неудовлетворённый спрос на плетёные изделия, с другой, не дают основания для пессимистических прогнозов относительно бедующего плетения. Даже когда капризница-мода понижает спрос на плетёные изделия, он на много превышает предложение.

Социальная защищенность этого занятия в юридическом, экономическом и моральном отношениях позволяет заниматься им самым широким слоям населения как для личных целей, так и с целью реализации своего труда на рынке при индивидуальной трудовой деятельности.

Плетение из ивового прута может стать очень эффективным и, главное, доступным средством социальной реабилитации человека, средством восстановления пошатнувшейся веры в себя, самоутверждения как личности.

Одно из достоинств данного ремесла заключается в том, что работать приходится с чистым природным материалом, а мастерской может служить лес, берег реки, сад.

Но, чтобы научиться не только плести, но и умело украсить и отделать изделие, придать ему красивую, изящную форму, необходимо овладеть основами эстетики, выработать у себя художественный вкус, научиться отличать прекрасное от обычного, ничем не примечательного, хорошее от среднего. Только при этом условии можно быть уверенным, что изготовляемое изделие будет крепким и добротным, красивым и изящным. Творческий подход к делу, терпение и воля — вот те черты характера, которые необходимы для овладения искусством изготовления плетеных изделий.

 


Рекомендуемая литература

Денисов Д.С. «Петербургская лоза» С.-Пб. 1997 г.

Дубровский В.М., Логинов В.В. «Плетение из ивового прута» М., «Лесная промышленность», 1990 г.

Дубровский В.М. «32 урока плетения из лозы» М., «Русская книга» и  ТОО Вешки-М 1993 г.

Козлов В.М. «Плетение из ивового прута» М., Леспромбытиздат,
1994 г.

Миринаускас К.К. «Изготовление плетеных изделий»
М., Россельхозиздат, 1986 г.

Никулин Ф.М., Бочаров В.С., Железнов В.П., «Плетеные изделия» М., «Лесная промышленность» 1982 г.

 

Методическое пособие подготовил
2002 © Александр Котельников



На главную










Радио для всех
©
Научно-популярный образовательный ресурс


Создать сайт бесплатно